5 Июль 2015 в 06:14 Обучение

В поисках «грязного звука»

Как создать пресловутый "грязный" звук? Ответ в этой статье!

автор: Редакция [MyRapGame]
В поисках «грязного звука»

Стереотипы о «грязном» или «сыром» звуке для многих молодых битмейкеров являются ловушкой. Они думают, что такой звук – это результат низкого качества оборудования, и подкрепляют его собственной необразованностью. В результате вместо «грязного», но качающего звука, выходит просто нудный и некачественный.

Поклонник старой школы хип-хопа, и создатель собственной музыки в её традициях – Memfis Aka написал статью о сути этого самого «грязного звука» и о том, как его создать в скромных финансовых возможностях.


Привет всем маленьким и не очень любителям хип-хопа. Сегодня мы поговорим о некоторых основах битмейкинга, звукорежиссуры и того самого «грязного звука».

Ожидающих откровения и некого сакрального знания, боюсь разочарую – по прочтении этой статьи вы не станете богами и демиургами хип-хоп Вселенной. Но пару полезных советов и работающих идей я вам подкину.

В качестве вступления дамы и господа, процитирую на мой взгляд самого мощного битмейкера золотой эры хип-хопа – Ника Виза (Nick Wiz): «If your drums not knockin – forget about it» (что в переводе звучит примерно так «если твои барабаны не рубят мощно – забудь об этом»).

Memfis Aka



С этим тяжело не согласиться. Каждый битмейкер должен взять это себе за правило. Но одних сумасшедших барабанов для создания хорошего микса и в результате хорошего инструментала недостаточно. Поэтому пожалуй сейчас речь пойдёт обо всём по порядку.

Вы должны понять, что хороший битодел – по совместительству хороший звукорежиссёр. Не достаточно подобрать хорошие звуки, чтобы сделать hype shit. С пониманием эквализации и компрессии, хотя бы, вам откроется новый мир, в котором вы сможете буквально лепить свой звук как скульптор, придавая ему необходимые вам формы и текстуры.

Если вы пишете мелодии и гармонии самостоятельно – то с качеством звучания инструментов у вас скорее всего бед не будет. Но я все же склоняюсь к искусству сэмплинга (о котором подробно бы написал в другой статье) так как большинство из нас вряд ли способны сыграть и придумать так же душевно, так же сочно и неповторимо, как например малоизвестная, но очень талантливая джаз-группа из середины 60-х.

Большинство ленивых и глупых новичков в нашем деле, для сэмплирования используют «готовые сэмпл паки» скачивая их или приобретая в сети. Но честно сказать это дерьмо практически всегда на уровне троечки. Да и вероятность того, что «твой сэмпл» уже использовал кто-то известней тебя, тоже высока. Поэтому советую всем «копать винил».

Да-да, у нас это не так просто как в других странах, но всё же. Нет винила – ищи оцифровки (FLAC или WAV форматы например). Если нет выбора сэмплируй MP3, но помни – качество будет соответствующее и MP3 потоком ниже 192 kbps не рекомендуется для сэмплинга вообще.

Ищи интересный материал. Со временем у тебя появиться именно «свой звук». Очевидно, ты замечал, слушая Даму или Эрика Сёрмона, что у них есть какая то своя общая нить во всех работах. Можно послушать, скажем, какой-нибудь соул трек и услышать в нём нечто «в стиле Даму». Я клоню именно к тому, что со временем, у тебя тоже появится свой стиль сэмплирования. Все мы начинали с подражания. В этом нет ничего постыдного, но следует осознавать, что делать «под копирку» у тебя не получится по многим причинам. Да и тебя самого это вряд ли порадует.

Не гонись за модой – ищи себя. Это очень важно. Можешь пробовать себя в нескольких направлениях. Но уверяю тебя, в результате ты остановишься и сконцентрируешься на одном из выбранных стилей.

Мне часто присылают свои работы битмари «на зацен бро». Всякий раз в их творениях я сталкиваюсь со следующими проблемами:
- Ребята просто не знают и не слышат нот (в частности на бас-инструментах).
- Путают понятие «грязный звук» с просто плохим сведением и звучанием.

По первому пункту могу дать следующие инструкции:
- Лучший способ обучить себя «слышать», это попробовать играть на каком-либо инструменте. Либо поучиться вокалу (да, ты правильно прочитал).

«Но ведь я же ниггер, мафака!? Реальные ниггеры не поют», скажешь мне ты. Пожалуй, удивлю тебя парень, но большинство известных и не очень, старых и новых хип-хоп исполнителей с Запада, пишут треки, исполняя в тональность бита (не все, но многие). Это лишний раз доказывает тот факт, что МС или DJ или битмейкер – тоже должен быть в первую очередь музыкантом, а уже потом всем тем, что ты навоображал, глядя когда-то «How High» или «Jiuce».

Ещё один практический совет – когда пишешь бас, тебе тяжело услышать конфликты звучания нот, потому как ты ещё не опытен и человеческому уху не просто анализировать тональность низкочастотного инструмента, в сравнении с гитарой или скрипкой.

Просто замени свой бас на пианино, и напиши сначала свой паттерн на нём. Убедившись, что всё звучит – смело меняй пианино на нужный тебе инструмент. Совет старый – но безотказный.
По второму пункту тут уже всё не так однозначно, амиго. Если ты любитель «модного звука» то просто тебе тут наверно и делать нечего, если ты гоняешь в своих колонках классику, то очевидно сейчас речь пойдет именно о том, что тебе пригодится.

Memfis Aka

«Грязный звук» - абстрактное понятие и неизлечимая патология множества битмарей. Однако что такое «грязный звук» на самом деле? В далёком 2006-м году, когда я только начинал интересоваться созданием музыки, я как и множество из вас, считал что «грязный звук» обусловлен тем, что «у братанов из гетто просто нету бабок на хорошую студию» или что-то в том же роде. Это не совсем правда. «Грязный звук» - это результат работы не очень качественных аналаго-цифровых преобразователей внутри легендарных драм-машин и сэмплеров того времени EMU SP-12, EMU SP-1200, Akai S900 и S950, Akai MPC60 и Akai MPC60 II и т.д. Безусловно, я перечислил не все, но думаю, суть вы уловили. «Грязный звук» - это результат искажения при ресемплировании сигнала с вертушки внутри сэмплера. Это не то, что ты не умеешь резать низкие частоты на хай-хэте.

Главное твоё правило должно быть не в подражании и «шорохе пластинки» («жареной картошке» как мы иногда её называем), а в понимании звука и хорошем сведении. Ты должен понимать, что хороший звук – это результат принятия решений по принципу – «тут убавил, тут прибавил». Поэтому настоящий битмейкер – это хороший звукорежиссёр. Научись делать чистый в плане прозрачности и «читаемости» звук, а «грязный звук» научишься делать с годами. Поверь мне.

Memfis Aka

Но очевидно ты задашь вопрос: «Какого чёрта мээээн? Где я возьму тебе EMU SP-1200 у нас, когда её цена запредельно поднимается с каждым годом, а доллар растёт так, что подобные покупки становятся утопией».

Я соглашусь с тобой амиго. Далеко не всем нам было суждено родиться в обеспеченных семьях. Многие из нас (я не исключение) очень долго не могли себе приобрести компьютер (а про мощный компьютер для работы пока вообще помолчим. Реальный винил у нас в принципе тоже проблема. На нём в основном записана какая то зашкварная дичь, в роде Юры Шатунова. Но и первый и второй траблы могут быть решены.

Я безумный фанат EMU SP-1200. Неповторимый звук этой машинки всегда сводил меня с ума. Но по выше изложенным причинам (высокой стоимости и прекращению её выпуска в 1999-м году) обзавестись такой радостью в моём положении практически анриал.

Долго копаясь на форумах, общаясь с пользователями EMU SP-1200, я узнал её технические данные, частоту ресемплинга и так далее. Попытки эмулировать «грязный звук» ничем толковым не завершились.

Но позже меня посетила другая мысль. У меня был комрад за границей, который владел не EMU SP-1200, а EMU SP-12.

Memfis Aka

Первое время я присылал ему найденные мной звуки и сэмплы, а он пропускал их сквозь ЭС ПИ и отправлял мне.

Но так как (для тех, кто не в курсе) эта замечательная машинка имеет всего 4 секунды таймсэмплинга (звук длинне 4 секунд в неё просто не поместится, эта красотка родом из конца 80-х) подобные манипуляции были не просты для моего друга.

(Существуют гетто-триксы как можно выжать максимум тайминга из Эс Пи, но сейчас мы не будем об этом, ибо если эта машинка вам знакома, вы и сами в курсе как сэмплировать в высоком питче).
Полгода наслаждаясь звуками настоящей EMU SP-12, я понял что подобные операции просто утомляют моего товарища и решил заняться анализом звука, на глаз и на слух естественно. Сравнивал кик-драм пропущенный через EMU SP-12 и тот же барабан обработанный эмуляторами. Вследствие анализа волны сигнала, я всё-таки понял, что именно делает настоящая машинка со звуком, и теперь в принципе без особого труда моделирую EMU SP-12 саунд на обычном ПК. Конечно же не стопроцентно, но тогда почему же все у меня спрашивают: «Братан? А у тебя чё реально EMU SP-12 дома стоит? Да?».

Memfis Aka

В общем вывод, мой друг, таков: УЧИСЬ СВОДИТЬ. СЛУШАЙ ХОРОШУЮ, ПРОВЕРЕННУЮ ГОДАМИ МУЗЫКУ. УЧИСЬ СЛУШАТЬ НОТЫ. ДЕЛАЙ ПЕРЕРЫВЫ В НАПИСАНИИ БИТА (слух привыкает очень быстро и уже через 3 минуты ты не услышишь ошибки).

ПОЗАБОТЬСЯ ОБ АКУСТИКЕ (для начала можешь взять себе к примеру MICROLAB SOLO 6, не обязательно тратиться на дорогущие мониторы, особенно когда ты начинающий).

ТЕБЕ ПОНАДОБИТСЯ ЗВУКОВАЯ КАРТА (я начинал с PCI карты M-Audio audiophile 2496. Для начала вполне сойдёт).

ПОСТОЯННО СРАВНИВАЙ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ, СВОЙ ЗВУК С ТЕМИ ТРЕКАМИ, КОТОРЫЕ ДЛЯ ТЕБЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОБРАЗЦОМ.

НАЙДИ СВОЙ СТИЛЬ!

Мода меняется как сумасшедшая, неуравновешенная сучка. И в погоне за её капризами, ты можешь растерять весь свой огонь и всю страсть к музыке. Мой совет – слушай классику, то что проверенно временем и качает так же как и качало 20-25 лет назад.

И ПОСЛЕДНЕЕ – помни, ни одна драм-машина, ни один плагин или инструмент не сделает тебя Пит Роком или Примо. Музыка скрывается внутри человека, а не внутри железяки!
Всем PEACE и хорошего звука вам!

ПОДПИСЫВАЙСЯ И ЗОВИ ДРУЗЕЙ!

YouTube
Funky Recordz
Soundcloud
MemfisAka
Memfis Comics
SP120
Gold Time of Hip-Hop

Комментарии

Мы будем рады, если вы прокомментируете данную публикацию.

Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на портале.

  • 4i2vy 16 Апрель 2016 в 17:35
    Скажу так , то что E-MU SP-1200 стоит запредельных денег фигня, есть на iOS на iPad программа intua Beatmaker 2 , там из эффектов есть BitCrusher , но он только так называется , на самом деле там битность и частоты ... так вот , звук с ним ни чем не отличается от SP-1200 или MPC-60 , вам нужно знать только битность и частоту воспроизведения инструмента , даже Decimort 2 не попадает ...
     
    Комментарий был удален. Восстановить.