23 Июнь 2015 в 20:26 Обучение

Как найти собственный саунд?

Битмейкер Awlnight рассказал о поиске собственного звучания и стиля

автор: Nelson [MyRapGame]
Как найти собственный саунд?

Awlnight – битмейкер из Беларуси, чья дискография удивит очень многих. Под разными псевдонимами Awlnight выпустил пару десятков биттейпов и альбомов. Годы экспериментов не прошли даром – он выработал собственный стиль, который узнаваем в каждом треке авторства Awlnight’a. Последние релизы он выпустил на западных лейблах. Сейчас Awlnight – артист британского лейбла Dead Fool's Treasure. О своём пути, от первых попыток создания бита, до обретения индивидуального звучания, Awlnight рассказал в этой статье.

В настоящее время стать битмейкером может каждый. К счастью современный мир предлагает множество программ, девайсов и прочего стафа для музыкантов. Как следствие, бит культура набирает обороты, и битмейкеров пруд пруди. По сути, собрать бит в FL Studio может каждый, но как выделиться из этой общей толпы битмейкеров, как делать свой звук и как сделать себе имя в этой сфере? Этот вопрос мучает многих битмейкеров, в том числе и меня. Так давайте же попробуем разобраться в этом. Я опишу опыт своей работы и на его примере попробую разобрать некоторые стороны битмейкинга.

Когда-то в далёком 2005 году я даже понятия не имел, что есть такое понятие как битмейкинг, и не знал что людей, которые пишут биты зовут битмейкерами. Но именно в этом году я и начал заниматься этим ремеслом. Желанием делать музыку я горел сколько себя помню. Свои первые биты писал на диктофон, просто стуча на кастрюлях и прочей кухонной утвари:). Наверное, году в 2004 мне попал в руки диск Hip-Hop eJay 4 (я думаю тогда этот диск был у многих), но я даже и компьютера не имел. И ходил с этим диском по друзьям у которых был комп, чтобы писать музыку. Так у друзей я делал свои первые биты. Развиваться всё начало в 2005-м, с покупкой компьютера. Мы с пацанами сколотили рэп группу BAG. Вся музыкальная и звуковая составляющая держалась полностью на мне.

Awlnight

Позже я уже использовал Sony Acid для битов. Плюс этой программы в том, что в ней можно было также писать и вокал и сводить треки. Хотя биты в ней я так же составлял из лупов и сэмплов, из стандартного набора Sony Acid. Позже, году в 2006 мой друг научил меня работать в FL Studio. И эта программа долго и верно служила мне главным инструментом для создания битов. Изначально я пытался писать биты из различных стандартных FL синтов, бассов и прочих вшитых плагинов. Потом освоил сэмплирование. Сэмплы резал на Slicer'е (плагин в FL Studio). Первые сэмплы резал просто из mp-3. Но потом всё тот же друг, который научил меня работать с FL Studio, отдал мне советский вертак и я начал резать сэмплы с пластинок. Так сложилось, что мои родители коллекционировали винил в молодости, и соответственно вся коллекция перешла ко мне. Именно тогда с появлением этого вертака, я и заинтересовался винилом. Забегая вперёд, скажу, что на данный момент 98% своих битов я делаю сэмплируя с винила.

В 2007-м наша группа BAG была переименована в Squad 17 и просуществовала до 2011 года. Весь звук группы – моих рук дело. И уже в 2008 году я начал выпускать свои первые биттэйпы. Они назывались «Instrumworld». Я выпустил две части.

Эти биттэйпы звучали весьма своеобразно для ушей рэперов. Там было намешано много разных сэмплов, которые были неумело порезаны на Слайсере и наложены на фанковые грувы (часть композиции, состоящая из партии ударных). Люди не особо хорошо приняли такое звучание. Но все же были и те кто проникся этим. Позже эти биты всплывали в 2010, 2011 и 2012 годах на различных рэп треках.

Awlnight

В 2009 году я проникся темой космоса и выпустил биттэйп «SpaceTime» на интернет лэйбле A-HU-LI Records. Тут звучание было уже более отточено. Сэмплы стали ровнее и мелодичнее. Я научился работать с эффектами и стал их частенько применять.

В 2010 году я обзавёлся ритм машиной Yamaha RX7 и стал её активно использовать для написания битов. Использовал я её по Midi через программу-сэмплер Battery. Она была установлена по VST во всё тот же FL. В Battery я выставлял драм киты и стучал их через пэды Ямахи. По сути Ямаху я использовал для ударных. Иногда через неё писал синты и басы. Сэмплы резал всё на том же Слайсере.

Именно этот девайс послужил толчком для дальнейшего приобретения инструментов. Примерно в 2011 году передо мной встал вопрос – аналог или цифра? Был выбор – взять себе AKAI MPD или тот же MPK, взять миди клавиатуру и писать всё это через FL, либо обзавестись полноценным сэмплером и синтезатором, и делать всё по-другому. Я выбрал второй путь. Почему именно аналоговое оборудование? Я проникся идеей, что из каждого аналогового инструмента можно вытащить свой звук. Если на цифровом синте весь звук вылизан и будет звучать ровно и не капризничать, то в аналоге всё очень не предсказуемо. Особенно в советских синтах. Там звук шуршит, иногда потрескивает. И вообще во всех этих инструментах есть душа, чего нет в цифре. Я понял, что хочу чувствовать музыку руками, а не просто тыкать мышкой на экране компьютера.

Кто-то скажет, что аналоговое оборудование дорого стоит. Да это стоит денег, но если задаться целью и собирать деньги, то всё достижимо. Я следую простому правилу: всё, что я зарабатываю музыкой, я трачу на музыку. И не жалею на неё денег. Я лучше откажу себе в каких то житейских потребностях, но куплю инструмент о котором мечтаю. Если ты серьёзно занимаешься музыкой, то тебе это обязательно воздастся!

В 2012 году я приобрёл свой первый советский синтезатор Электроника ЭМ-05 и частенько его использовал для басовых партий и различных звуковых подкладок. В этом же году я обзавёлся своим первым сэмплером Boss Sp-303. Вот тогда я и перестал использовать FL Studio и заменил её сэмплером. Процесс был таков – с вертушки я пускал звук на сэмплер, где резал и записывал нужные сэмплы. Готовый бит с сэмплера я оцифровывал на компьютер. Для этого пользовался и пользуюсь Adobe Audition 1.5. Я прекрасно понимаю что эта программа давным-давно устарела и есть версии намного мощнее. Но я привык к ней и много наворотов мне не нужно. В ней я пишу дорожку с сэмплера и прописываю синтезаторные партии.

В процессе у меня появились такие инструменты как Поливокс, Юность 21, Korg Microkorg и сэмплер Roland Sp-404.

Awlnight

Не так давно, года с 2013 я начинал писать свои биты на кассеты. То есть готовый бит с сэмплера я уже не оцифровывал на комп, а записывал на кассету через деку. Изначально я записывал на советскую деку Электроника МП204. Писал на обычные кассеты, которые остались от отца. Кассеты эти были переписаны сотни раз до меня, поэтому финальный звук получался очень лоуфайный. Плюс свой звук давала сама дека, которая писала не совсем хорошо. Но именно такой звук мне очень понравился, он был очень необычный и олдскульный.

Год назад я обзавёлся другой декой Technics m222 и стал использовать хромовые кассеты. Эти кассеты звучали чище и дека писала лучше. В итоге на выходе был тот же lo-fi, но намного чище и свежее.

Весь этот фетиш с кассетами ни что иное как поиск своего звучания. На данный момент я нашёл свой идеал звука и очень рад этому.

Сейчас я использую Roland Sp-404 и Roland Sp-303 в связке. Готовый микс пишу на кассету.



Вот таков был мой путь поиска собственного звучания, и так я работаю над созданием битов. Теперь хотелось бы сказать о главных вопросах.

Самые частые споры между битмейкерами касаются выбора между сэмплированием и создание бита со своими инструментами с нуля. Однозначного решения этого спора нет, и каждый решает сам для себя. Лично я придерживаюсь корней хип-хопа и делаю это все на сэмплах. Изначально хип-хоп и делался на сэмплах, так как у афроамериканцев не было ни сэмплеров, ни инструментов, а только пара вертушек и винил. Грувы и сэмплы сливались в одно целое и получался тот самый хип-хоп. Не буду вдаваться в эти подробности, я думаю, вы это всё и сами знаете.

Тут появляется ещё один вопрос – нужно ли иметь талант, чтобы просто нарезать сэмпл и склеить его? Я считаю, что это тоже мастерство и его также нужно оттачивать. Умело сплести звуки и биты может не каждый.

Awlnight

Создавать бит с нуля это тоже мастерство. И я уважаю людей, которые именно так и делают. В моём творчестве есть и такие биты, которые я делал без помощи сэмплов, играя всё на синтезаторах. Но этих битов не так много, они мне даются тяжелее, так как я не знаю нотную грамоту и делаю всё на слух.

Поэтому выбирать вам. Можно грамотно совмещать сэмплы и инструменты и быть на высоте. Если не хотите звучать скучно с сэмплированием, берите сэмплы, которые не на слуху. Ищите самый сок, ищите редкие сэмплы, редкие звуки и тогда вы никогда не будете звучать скучно.

В бит музыке, как в любом сложившемся стиле, есть свои разновидности – бум бэп, лоу фай, соул хоп, электроника и т.д. Тут уже дело вкуса. Если тебе нравится делать бум бэп, то твоя публика будет широка, тебя будет слушать много рэперов, так как на такие биты легко читать. С лоу фай битами уже тяжелее – их не все понимают. Под такую музыку и головой сильно не покачаешь и рэп не почитаешь. Но в данный момент это именно моя ниша.

Начинал я с бум бэп битов, навеянных хип-хопом старой школы, затем мои вкусы поменялись и я плотно подсел на творчество Madlib’a, соответственно поменялась и моя музыка. Затем была музыка J Dilla, и я уже начал черпать что-то у него. Дальше – Dibiase, Knxwledge, Ohbliv. И у всех подобных музыкантов я что-то находил и переосмысливал в своём творчестве. Вот так со временем моя музыка менялась, на неё влияли различные битмейкеры, влияли мысли и настроение. С возрастом я полюбил более сложные и спокойные биты. Я люблю в голове разбирать все составляющие бита, который слышу, я люблю когда музыка заставляет меня думать.

Awlnight

Подводя итог, хочу сказать главное – не бойтесь экспериментировать! Слушайте больше бит музыки, слушайте корни хип-хопа. Выбирайте свой стиль и своё звучание, продумайте свой сэт ап и меньше подражайте кому-то. Мир!

VK
Facebook
Soundcloud
Bandcamp

Комментарии

Мы будем рады, если вы прокомментируете данную публикацию.

Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на портале.

  • Артем [MRG] 24 Июнь 2015 в 04:39
    Отличная статья. Спасибо автору!

    "Я следую простому правилу: всё, что я зарабатываю музыкой, я трачу на музыку. И не жалею на неё денег. Я лучше откажу себе в каких то житейских потребностях, но куплю инструмент о котором мечтаю. Если ты серьёзно занимаешься музыкой, то тебе это обязательно воздастся!"

    Молоток!А вот нотную грамоту пора знать.
     
    Комментарий был удален. Восстановить.