21 Август 2015 в 13:08 Обучение

In Da Lab 3: Чистый звук

Урок создания чистого и сбалансированного звучания

автор: Редакция [MyRapGame]
In Da Lab 3: Чистый звук

Продолжаем совместную с журналом «Слово» серию статей о битмейкинге от Junkis Toltek.

В жизни каждого битмейкера, МС, или начинающего звукорежиссера наступает момент понимания. Понимания того, что трек, который он сделал, может звучать лучше, чище, ближе к определенному эталону. Так как же сделать своё творение лучше? Сегодня мы продолжим тему сведения и рассмотрим основные приёмы эквализации и устранения конфликтов инструментов. Проще говоря, будем учиться убирать грязь и добиваться более чистого и сбалансированного звучания трека.

Как всегда, начнем с основ. Для начинающих, эквалайзер – это инструмент частотной корректировки звукового сигнала. Изначально этот инструмент был создан для исправления дефектов аудиоматериала, а также для того чтобы придать определенным инструментам определенный желаемый характер звучания.

Существует несколько основных типов эквалайзеров: графический, параметрический и фильтры среза высоких/низких частот (Low Pass/High Pass фильтры). Для каждого из типов эквалайзеров существуют свои области применения. При сведении в большинстве случаев пользуются фильтрами и параметрическими эквалайзерами. Чаще всего фильтры среза уже встроены в параметрические эквалайзеры. Примеры параметрических эквалайзеров в разных хостах: в Reason это M-Class Equalizer, PEQ2 Parametric EQ; в FL – Parametric EQ и Parametric EQ 2; в Ableton Live – EQ Eight. Из известных платных плагинов стоит выделить Waves Q10, Waves REQ6, ну и DSP-плагины от UAD.
Примеры разных параметрических эквалайзеров можно увидеть на рисунках:

Эквалайзер
EQ Eight – восьмиполосный эквалайзер из Ableton Live 8

Эквалайзер
Fruity Parametric EQ – древний эквалайзер из FL Studio

Эквалайзер
PEQ-2 – древний двухполосный эквалайзер из Reason

Эквалайзер
MClass Equalizer – четырёхполосный эквалайзер мастеринг класса из Reason

Эквалайзер
REQ 6 – шестиполосный параметрический эквалайзер от Waves

В качестве примера типичного параметрического эквалайзера рассмотрим Waves REQ6. Эквалайзер имеет 6 полос. Для каждой полосы можно задавать громкость (Gain), центральную частоту (Frq), ширину полосы (Q) и тип эквализации: полочный для низких частот (Low Shelf), полочный для высоких частот (High Shelf), колокол (Bell), фильтр среза низких (High Pass), фильтр среза высоких (Low Pass).

Регулируя данные параметры, мы будем добиваться нужного звучания инструментов в миксе.
Прежде чем начать эквализировать все инструменты в миксе, необходимо помнить, что эквализацию, так же как и компрессию, нужно применять только когда это необходимо. Эквализация ради эквализации ни к чему хорошему не приводит. Цель эквализации – прежде всего исправление слышимых дефектов аудиоматериала и устранение частотных конфликтов инструментов, а также улучшение звучания инструментов.

С чего начать?


При сведении первый инструмент сведения, к которому нужно обращаться – это панорамирование. Если два инструмента занимают один и тот же частотный диапазон, они будут конфликтовать, результатом чего и будет являться грязь. Но если эти инструменты развести по панораме по разным каналам, они начинают звучать отчетливей, благодаря так называемому «эффекту бинаурального демаскирования».

Важно помнить, что такие инструменты как бас бочка (или кик), бас и снэр всегда идут по центру. По центру также как правило идет основной вокал. Это общепринятое правило для хип-хопа и других направлений танцевальной музыки. Остальные инструменты можно и нужно панорамировать. Нагромождение центра всегда приводит к неразборчивости звучания инструментов и необъемному звучанию трека в целом. Именно поэтому сведение как правило и начинают с центра, а именно со сведения кика и баса.

Перед эквализацией необходимо убедиться, что инструменты, звучащие одновременно, не играют в той же октаве. Если так случилось, то тут есть несколько выходов: панорамировать (за исключением кика и баса), устранять конфликты эквалайзером, сделать тише один из конфликтующих инструментов, или же заняться аранжировкой, поднять на октаву выше один из инструментов, или сделать так чтобы они в треке не звучали одновременно.

Существуют определенные «правила эквализации», о которых уже говорили Энди Вакс и Бобби Овсински:

- Эквалайзер незаметнее и натуральнее работает на урезание, чем на добавление. Хочешь сделать звучание инструмента в миксе чище – опускай, хочешь выделить характер звучания или какую-то деталь – добавляй, но осторожно. Советуют делать такие манипуляции в пределах 6дб (для софтовых эквалайзеров)

- Опускаем узкой полосой, добавляем – широкой

- Для инструментов, звучащих в одном частотном диапазоне – что добавляем у одного инструмента, опускаем у другого

- Неважно если инструменты по отдельности звучат «тонко» и неестественно, главное - чтобы они хорошо и разборчиво звучали вместе, в миксе

- Нельзя поднять то, чего нет. Если в определенном частотном диапазоне нету никакой качественной звуковой информации, то все что мы можем поднять – это шум

Бобби Овсински также выделяет две важные частотные области, регулирование которых может помочь в улучшении звучания микса: если звучит грязно, опускаем область 250гц, если звучит гнусаво, опускаем в районе 500гц.

Также нужно знать, что натуральнее всегда будут звучать широкая полоса и полочный тип эквализации.

Полезно знать


Четких общепринятых правил эквализации определенных инструментов не существует, потому как каждый инструмент, каждая записанная партия, каждый трек – по-своему уникальны. Но все-же, есть определенные полезные советы по тому, как добиться желаемого звучания того или иного инструмента.

Инструменты:

Вокал:
обычно урезаем хай-пасс фильтром низкие частоты вплоть до 90-140гц, ниже полезной звуковой информации как правило нету. Если хочется чтобы срез звучал натуральнее и не сильно заметно, регулируем параметр Q (ширина полосы). Полнота голоса находится обычно в районе 150-200гц. Носовые звуки – около 1кгц. Для большей разборчивости согласных и приближения звучания голоса к слушателю можно немного добавить в области 2-3кгц. Нужно с осторожностью подходить к подъему в этой области, так как человеческий слух наиболее чувствителен к этим частотам и чрезмерное поднятие будет просто резать слух. Также, чтобы вывести голос ближе к слушателю, можно попробовать поднять область 5кгц. Здесь также находятся шипящие звуки, избыток которых при необходимости можно исправить дэ-эссером. Область от 10кгц и выше – это так называемый «воздух», или дыхание. Добавляя в этой области, можно сделать звучание прозрачней. Эквализируя бэк-вокал можно попробовать слегка поднять область 500гц и опустить в районе 3кгц. Если с минусом голос звучит грязно, что бы не делал, значит проблема в минусе. Некачественный минус нормально свести с треком не получится. Так что если есть возможность получить бит «по дорогам», лучше не раздумываясь это сделать. Обычно при сведении помогает убрать у инструментов, или у сэмпла области 400-600гц и около 3кгц. Опускание у остальных инструментов высоких также позволяет голосу звучать чище.

Кик: срезаем саб вплоть до 40гц, это сделает звучание чище. Чтобы сделать кик «больше» - добавляем где-то на 60-90гц. При сведении с басом можно слегка опустить узкой полосой в районе 125гц. Также подчистить у кика грязь можно в районе 400гц. Четкость бочки – это щелчок, или «точка» в районе 3-5кгц, находится экспериментальным путем. На кике можно экспериментировать и с лоу-пасс фильтром. Если срезание высоких до 12кгц делает чище звучание микса и не наносит существенного ущерба кику, значит лучше срезать.

Бас: В зависимости от того, какой это бас – живой, электронный или синтезированный, можно обрабатывать по-разному. Чтобы бас не смазывал кик, опускаем у него то, что добавляем у кика. Если у кика мы добавляли область 60гц, то у баса опускаем эту область. Можно полочным эквалайзером, иногда можно и хай-пасс фильтром. «Тело» баса обычно находится в районе 120гц, звук струны – около 700гц, «щелчок» - от 1 до 3 кгц. Все что выше можно попробовать срезать лоу-пасс фильтром. Улучшить звучание баса может также и широко известный Guitar Rig. Главное – доверять ушам. Очень важный момент – решить что выводить на первый план - кик или бас. Если кик, то бас обычно делается тише и у него урезается то что добавлялось кику. Если бас – соответственно наоборот. В хип-хопе на первый план обычно выводят ударные. Поэтому лично я делаю бас тише кика. Бывает и такое, что кик у меня по громкости дает пики на -5дб, а бас на -12дб. Главное чтобы все вместе звучало гармонично. И помните, одна из «заповедей битмейкера» гласит – «не перегружай бас!».

Снэр: настаиваем обычно на слух. Можно срезать хай-пассом все что ниже 80гц. Глубина снэра находится в районе 80гц, полнота – 150-200гц, «назойливость» - 1кгц, четкость – в районе 2-5кгц, щелчок – в районе 10кгц. Нужно помнить, что снэр иногда конфликтует с хэтом в области 10кгц. Конфликт может приводить к увеличению громкости в этом диапазоне.

Хэты, тарелки: на слух. Тарелки обычно делают тише, чтобы не загрязняли высокие. Тело находится в районе 200гц, за чистоту отвечает область 8-10кгц. Иногда в хэтах присутствует низкочастотная грязь, которую можно подрезать хай-пасс фильтром, вплоть до 200гц. Хэты обычно слегка панорамируют в сторону.

Томы: четкость в районе 5кгц, полнота – 70-120гц. Томы обычно панорамируют.

Клавишные: во избежание конфликта с низкочастотными инструментами, лучше подрезать клавишным низа. Синтезаторам также подрезают и высокие. В остальном – в зависимости от типа клавишных их настраивают по-разному - на слух и с целью добиться большей музыкальности звучания. При конфликтах с голосом можно попробовать опустить какую-то область у клавишных, например 3кгц, или 600гц.

Гитары: полнота в районе 250-500 гц, четкость в районе 2-3кгц. Низа обычно подрезаются.

Струнные: полнота в районе 250гц, четкость и резкость – 7-10кгц. При сведении слушаем как звучит голос со струнными и устраняем грязь корректировкой струнных. Струнным также подрезаем низа.

Сэмплы: что же делать с сэмплами, спросите Вы? Если бас свой, режем сэмплам низа, вплоть до 200гц. Если хочется оставить бас сэмпла, его можно отфильтровать отдельно из копии сэмпла, или просто отрегулировать эквалайзером. Если у сэмпла нету баса – все равно лучше подрезать низкие. Часто сэмплам режут и высокие, но это зависит от материала и желаемого звучания трека.

Что резать? Анализируем


Как узнать, где именно у инструмента прячется грязь, насколько подрезать низа у хэтов и надо ли это делать, в каком вообще диапазоне звучит тот или иной инструмент? На все эти вопросы нам ответит незаменимый друг и помощник звукорежиссера – спектральный анализатор. Пользователи Ризона лишены этого счастья, т.к. встроенного анализатора в нем нету, а возможность подключать VST-плагины отсутствует. Но в остальных хостах имеются какие-никакие встроенные анализаторы. И даже если встроенного нету, можно подключить любой VST-шный FFT-анализатор. Кстати, существует большое количество эквалайзеров со встроенными анализаторами, например тот же стандартный Parametric EQ2 из FL Studio. Из платных лично мне больше по душе Waves PAZ Analyzer. Какой выбрать Вам – решайте сами.

Как пользуемся – вешаем на insert-канал определенного инструмента, естественно после всех плагинов обработки, и слушаем, смотрим, анализируем, корректируем, слушаем, смотрим… Ну Вы поняли.

Ниже приведу примеры разных спектральных анализаторов:

Эквалайзер
Spectrum - стандартный анализатор из Ableton Live 8

Эквалайзер
Fruity Spectroman - самый стандартный анализатор от FL Studio

Эквалайзер
Wave Candy - более продвинутый и красивый анализатор из последних версий FL Studio

Эквалайзер
Waves PAZ Analyzer – многофункциональный анализатор от компании Waves

Эквалайзер
Спектральный анализатор в Fruity Parametric EQ 2 из FL Studio

Винтаж


Ну, и напоследок хотелось бы вспомнить о эквалайзерах, эмулирующих железные эквалайзеры. Их на самом деле уже довольно много, есть качественные, есть не очень. Они отличаются от обычных эквалайзеров внешним видом, иногда – присутствием небольшой примеси шума и гула аппаратуры, внесением в обрабатываемый сигнал нелинейных гармоник, смещением фазы… Но прежде всего – музыкальностью. Пользоваться ими или нет – каждый решит для себя сам. Но по крайней мере попробовать стоит. Самые качественные – продукты UAD, Waves, IK Multimedia. Если подходить к ним с умом, можно добиться очень крутого железного характера звучания микса.

Эквалайзер
VEQ4 – винтажный эквалайзер компании Waves

Эквалайзер
EQP-1A – эмуляция легендарного винтажного эквалайзера из набора для мастеринга T-Racks 3

Хотелось бы отметить еще один замечательный эквалайзер – Waves Q-Clone. Он сделан на основе impulse response’ов реальных железных эквалайзеров и наиболее точно передаёт их характер звучания. Единственное отличие от привычного эквалайзера – отсутствие возможности самостоятельной настройки. Имеется огромное количество пресетов для самых разнообразных применений. Перебирая, можно найти очень даже подходящие для конкретных случаев.

Эквалайзер
Q-Clone – эквалайзер от Waves на основе impulse response’ов

В заключение


В заключение хотелось бы подчеркнуть важность эквализации, ведь это один из самых необходимых и ключевых инструментов сведения. Было время, когда эквалайзеров не было, и вроде бы и без них жили. Подходы к музыке были несколько иные, условия студийной работы тоже. В современных условиях без эквалайзера не обойтись, и это факт. Технический прогресс, доступность качественной звуковой аппаратуры, постоянно возростающие требования к качеству… Сейчас каждый, у кого есть дома ПК и желание делать музыку, может её делать. Но для того чтобы эта музыка была качественной и её было приятно слушать, нужно владеть определенными знаниями и навыками. Можно конечно не париться, делать музыку и заказывать для сведения услуги профессиональных звукорежиссеров. Но это уже совсем другая история.

Надеюсь, изложенная в этой статье информация будет полезной начинающим и развивающимся музыкантам и звукорежиссерам. Для более глубокого понимания вопроса советую читать книги. Например: Бобби Овсински «Настольная книга звукорежиссера», Дэйв Гибсон «Искусство сведения».

Успехов Вам и кристальной чистоты звука!

Комментарии

Мы будем рады, если вы прокомментируете данную публикацию.

Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на портале.