26 Июль 2015 в 15:20 Обучение

In Da Lab 1: MPC-Style Битмейкинг

Пошаговое обучение MPC битмейкингу на компьютере!

автор: Редакция [MyRapGame]
In Da Lab 1: MPC-Style Битмейкинг

In Da Lab – это серия статей по созданию музыки, которые MyRapGame будет публиковать совместно с журналом «Слово». Автор статей – битмейкер, звукорежиссёр и МС – Junkis Toltek.

Первый выпуск рубрики хотелось бы посвятить актуальному сегодня явлению – MPC-Style битмейкингу. Есть MPC, или нет, огромное количество битмейкеров хотят делать биты как Пит Рок, Примо, Джаст Блейз… Список каждый может продолжить сам, ибо какого не возьми западного продюсера, в его арсенале стопудово найдётся место для легендарного инструмента от компании Akai.

Чем же знамениты эти железки? Когда говорят о МПЦ, первое что приходит в голову – это жирный звук известных треков, и характерные нарезки сэмплов поверх громких и четких ударных, подпитанных глубокими и мощными басами. Хочешь делать биты как известные западные продюсеры? Есть два пути. Первый самый простой – выбираешь и покупаешь одну из моделей MPC, читаешь мануал, смотришь видосы на ютубе, учишься и делаешь. Всё просто. Но что если на MPC денег не хватает? Удовольствие стоящее, но сравнительно недешёвое – самая дешёвая модель, Akai MPC 500, стоит порядка $660 в отечественных интернет магазинах.

О втором пути мы с вами и поговорим сегодня, а именно – как с помощью софта и контроллера делать биты в стиле MPC.

Что нам понадобится: собственно софт (рассмотрим Propellerhead Reason и FL Studio), и любой миди-контроллер. Какой контроллер выбрать – дело каждого. Среди доступных можно выделить Akai MPD 18. Из совсем дешёвых – Korg NanoPAD. Но даже в случае если и контроллер не по карману, можно использовать обычную клавиатуру компьютера или ноутбука (что не совсем удобно и эффективно), FL Studio давно обладает этой фичей, а с Reason можно использовать комбинацию виртуальная миди-клава + миди-роутер (напр. Bome’s Mouse Keyboard + MIDI Yoke). Также очень неплохо бы обзавестись хорошим звуковым интерфейсом и парой студийных мониторов. Для чего нужны студийные мониторы, думаю, понятно каждому. Интерфейс в данном случае необходим для обеспечения как можно меньшей задержки звука.

Что будем рассматривать:
- Автонарезка сэмплов (по распознаванию пиков и на равные части)
- Мьют-группы (когда следующий сэмпл глушит предыдущий)
- Питч-шифт
- Некоторые техники, характерные для использования на MPC
- Эмуляция работы AD/DA конверторов некоторых MPC (MPC60, MPC3000)

Итак, начнём с Propellerhead Reason 4. Процедура нарезки сэмпла в данном случае выглядит так:
- Берём любой классический, соуловый, джазовый, словом, любой трек для сэмплирования, режем пару тактов в любом звуковом редакторе. Сохраняем срезанный сэмпл в wav.
- Запускаем Recycle, импортируем наш wav-файл
- Двигаем ползунок чувствительности. Recycle устанавливает метки путем определения пиков. Любой маркер можно двигать и за ненадобностью удалять
- Если нужно порезать сэмпл на равные части, делаем следующее: в меню View включаем сетку (View -> Show Grid), в полях Bars, Beats ставим предполагаемую длину нашего изначального целого сэмпла. Со значениями можно экспериментировать, чтобы добиться необходимого количества будущих кусков. После установления детализации сетки заходим в меню Process и выбираем Add Slices at Grid. Теперь сэмпл нарезан на необходимое количество равных кусков (слайсов).
- Сохраняем порезанный сэмпл в Rex файл
- Открываем Reason, добавляем микшер, добавляем Dr.Rex и загружаем наш Rex файл
- Чтобы куски сэмпла, или слайсы, глушили друг друга, ставим значение Polyphony 1. Таким образом, мы для всех слайсов назначаем что-то вроде одной мьют-группы
- Вероятно, попробовав нажать на пэд или клавишу контроллера, вы заметили, что чтобы слайс проиграл до конца, нужно удерживать пэд или клавишу. Для того чтобы при коротком нажатии слайс играл до конца, нужно фейдер R (Release) в секции AMP Envelope установить в максимальное значение. Слайс после этого будет играть или до конца, или пока не будет обрублен следующим слайсом.
- В Dr.Rex есть ещё много полезных фич. Одна из них – изменение питча всех слайсов сразу и по отдельности. Для грубого изменения питча всех слайсов используется крутилка Transpose. Для более точного - Fine. Для индивидуального изменения питча отдельных слайсов, нужно выбрать слайс и регулировать питч крутилкой Pitch.

In Da Lab

В Ризоне есть также замечательные сэмплеры – NNXT и NN19. В них можно загружать сэмплы в формате wav. Кое-как резать большой сэмпл можно в NNXT путем раскладывания сэмпла по клавишам и назначением Start и End Points. Но это не совсем удобно. Зато оба эти сэмплера можно использовать для реализации так называемой функции 16 Levels Tuning. Можно загрузить короткий сэмпл в сэмплер и играть им как обычным инструментом.

Перейдем к FL Studio. В ней можно реализовать еще больше фишек MPC. Рассмотрим нарезку. Существует 3 основные пути нарезки сэмпла во Фрукте:
- Резать вручную во встроенном редакторе Edison, и каждый слайс перетаскивать на отдельный пэд плагина FPC
- Резать автоматически в Slicex
- Резать автоматически в Fruity Slicer. П.с. Также в Fruity Slicer можно загружать REX-лупы, сделанные в Recycle так как описано выше.

FPC+Edison


In Da Lab

Первый способ нарезки занимает более длительное время и начинается с подготовки плагина FPC. Добавляем FPC (Channels -> Add one -> FPC), выбираем пустой пресет (жмём на треугольник в левом верхнем углу FPC для вызова меню), кликаем на каждый пэд, назначаем его на клавишу контроллера (кликаем на ноту в поле Midi Note, выбираем Learn и жмем клавишу или пэд на контроллере), в полях Cut и Cut By выставляем мьют группу. Чтобы каждый слайс рубил другие и самого себя, достаточно на все пэды выставить значения Cut 1 Cut By 1. Также при необходимости каждый пэд можно назначить на свой канал микшера. Для этого нужно выбрать пэд и задать нужный канал микшера в поле Output. После установки всех параметров состояние пустого FPC лучше сохранить как пресет, чтобы потом не устанавливать все значения снова. После подготовки мы можем открыть сэмпл в Эдисоне, выделить его часть и перетащить с помощью кнопки на пэд.

In Da Lab

Fruity Slicer


In Da Lab

Fruity Slicer – довольно старый плагин. Он очень простой, но эффективный для работы со слайсами. Добавляем Fruity Slicer (Channels -> Add one -> Fruity Slicer), загружаем в него сэмпл и он автоматом его режет. Много опций нарезки дает кнопка Slicing. Слайсер также без проблем работает с Rex файлами и принимает слайс-маркеры Edison.

Для реализации функции мьют групп делаем следующее: идем во вкладку MISC и ставим Polyphony 1. Чтобы нарезки играли до конца, во вкладке INS отключаем Time-энвелоп.

Slicex


Slicex – усовершенствованный инструмент для нарезания сэмплов. Единственное неудобство его использования – необходимость устанавливать вручную мьют группу на каждый слайс.

Для работы с нарезкой в Слайсексе нужно сделать следующее:
- Загрузить плагин
- Выбрать Presets->Sustaining. Это позволит нарезкам проигрываться до конца
- Загрузить сэмпл
- Установить мьют группу на каждый слайс. Это делается в области Region Settings, в поле Cut

Slicex обладает огромным количеством преимуществ. Это фильтры, тайм-стреч, довольно интересные скрипты, декликинг…

Во всех трёх случаях, описанных выше, питч можно изменять в окне Channel Settings, крутилкой Pitch. Цифра справа от регулятора питча указывает диапазон его работы, в полутонах. Стандартно стоит 2, но можно сильно увеличивать. Обычно с головой хватает 8, даже 6. Но всё зависит от конкретной ситуации.

Звук


После того как мы научились резать сэмплы, пришло время поработать собственно над звуком. Стоит отметить, что каждая модель MPC обладает своим уникальным характером звучания, что обеспечивается применяемыми в них AD/DA конверторами. Воссоздать такой звук с помощью софта практически нереально. Но попытки это сделать продолжаются. Звук MPC3000, например, уже пытались воссоздать с помощью плагина Nebula3, и специальный пресет для этих целей уже продаётся. Других способов приблизиться к характеру звучания этой модели я ещё не встречал.

In Da Lab

Мы же рассмотрим модель MPC 60. Особенностью данной модели является работа в 12-битной разрядности при частоте дискретизации 40khz. Чтобы понизить разрядность и частоту дискретизации мы воспользуемся бит-крашером. Наилучшим на данный момент, на мой взгляд, является Decimort от компании D16.

In Da Lab

Этот плагин хорош еще и тем, что имеет пресеты для таких легендарных железок как Akai MPC60 и E-Mu SP1200. Единственный совет при использовании пресетов – перед использованием понижайте уровень Преампа. Его можна по вкусу накручивать, но изначально в пресете он накручен до искажений. Особенно это чувствуется на ударных.

Владельцы Propellerhead Reason могут воспользоваться встроенным дисторшн-юнитом Scream 4. В нем также есть возможность понижения разрядности и частоты дискретизации, хоть и грубая. Этим средством стоит пользоваться осторожно, так как искажений в нем добиться очень легко (в принципе, он для этого и сделан).

Есть ещё одна деталь, за которую любят MPC. Ограничения. Ограниченное время для хранения сэмплов в памяти заставляло продюсеров находить нестандартные выходы из ситуации, которые впоследствии стали характеризовать звук MPC (и SP1200) и переросли в широко используемые техники. Ограничение времени удалось обойти следующим образом: при сэмплировании с винила, его проигрывали с увеличенной скоростью и питчем. На MPC питч потом понижали, это приводило к возникновению характерных артефактов. Эту технику можно успешно применять и на ПК, совместно с бит-крашером, добавляющим так называемый aliasing.

Ещё одна полезная техника – при возможности отфильтровывайте бас из самих сэмплов. Такого баса вы не найдёте ни в одном плагине. Это делается так: делаете копию сэмпла, направляете на отдельный канал микшера. Вешаете эквалайзер с возможностью применения лоу-пасс фильтра. Это может быть например эквалайзер от компании Waves – REQ. Лоу-пасс фильтр есть также и в вышеупомянутом плагине Decimort. Нужно установить Filter Type в LP (он же лоу-пасс) и установить частоту среза с помощью крутилки Cutoff .

Есть ещё много фишек, рассказывать о которых можно очень долго. Если имеете смутное представление о том, как звучит реальное железо, то лучше и не париться, а просто делать качественные вещи на том, что есть и доверять своему слуху. Если же хочется звук как у известного продюсера, стоит проанализировать его работы, взять пару референс-миксов (треков этого продюсера) и с помощью подручных средств попытаться добиться чего-то похожего.

Комментарии

Мы будем рады, если вы прокомментируете данную публикацию.

Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на портале.